Кто из нас не читал или не слышал в детстве сказку братьев Гримм «Крысолов из Хамельна»? Это город, жители которого уверены, что 180 детей увели под звуки волшебной флейты.
Сама легенда состоит в том, что: В 1284 году появился в Хамельне причудливый человек. На нем был пиджак из разноцветной пёстрой ткани, и он выдавал себя за Крысолова, обещая за определённое вознаграждение избавить город от мышей и крыс. Жители пообещали ему заплатить, и тогда Крысолов вытащил свою дудочку и стал на ней играть. Вскоре из всех домов стали выползать мыши и крысы, собираясь вокруг него. Когда Крысолов решил, что больше нечисти не осталось, он двинулся в сторону реки Везер. Вся толпа последовала за ним, бросилась в воду и утонула. Как только жители города увидели, что освободились от мук и хлопот, им стало жаль заплатить обещанную сумму. Не получив денег огорчённый Крысолов ушёл из города. Но 26 июня он пришёл снова в образе охотника, с ужасающим лицом, в странной красной шляпе. И в то время, когда все взрослые были в церкви, еще раз в переулках заиграла его дудочка. На этот раз пришли не крысы и мыши, а дети: мальчики и девочки, от четырёх лет и старше. Тогда он повёл всех, продолжая играть, через восточные ворота города, в сторону горы, где и исчез вместе с ними. Только двое детей вернулись назад, так как они опоздали; один из них был слепым, а другой немым, поэтому они не могли показать и рассказать, куда все ушли. Ещё один малыш вернулся, чтобы взять свою одежду и таким образом избежал несчастья. Некоторые рассказывали, что видели, как детей повели в пещеру и что они потом вышли в горах Зибенбюрген. Тогда пропали 130 детей. (Братья Гримм, "Немецкие легенды"
Каждое летнее воскресенье в полдень на ратушной площади взрослые и дети Хамельна, одетые в старинные костюмы, в бесплатном представлении покажут вам, как это было. Не огорчайтесь, если приедете в Хамельн в другое время. Несколько раз в день на башне ратуши раскрываются металлические окошки и движущиеся фигурки под звук колоколов рассказывают об этих сказочных событиях. http://www.hameln.de/tourismus/ratt.../rf_flspiel.htm
Подробнее в комментах.

Сама легенда состоит в том, что: В 1284 году появился в Хамельне причудливый человек. На нем был пиджак из разноцветной пёстрой ткани, и он выдавал себя за Крысолова, обещая за определённое вознаграждение избавить город от мышей и крыс. Жители пообещали ему заплатить, и тогда Крысолов вытащил свою дудочку и стал на ней играть. Вскоре из всех домов стали выползать мыши и крысы, собираясь вокруг него. Когда Крысолов решил, что больше нечисти не осталось, он двинулся в сторону реки Везер. Вся толпа последовала за ним, бросилась в воду и утонула. Как только жители города увидели, что освободились от мук и хлопот, им стало жаль заплатить обещанную сумму. Не получив денег огорчённый Крысолов ушёл из города. Но 26 июня он пришёл снова в образе охотника, с ужасающим лицом, в странной красной шляпе. И в то время, когда все взрослые были в церкви, еще раз в переулках заиграла его дудочка. На этот раз пришли не крысы и мыши, а дети: мальчики и девочки, от четырёх лет и старше. Тогда он повёл всех, продолжая играть, через восточные ворота города, в сторону горы, где и исчез вместе с ними. Только двое детей вернулись назад, так как они опоздали; один из них был слепым, а другой немым, поэтому они не могли показать и рассказать, куда все ушли. Ещё один малыш вернулся, чтобы взять свою одежду и таким образом избежал несчастья. Некоторые рассказывали, что видели, как детей повели в пещеру и что они потом вышли в горах Зибенбюрген. Тогда пропали 130 детей. (Братья Гримм, "Немецкие легенды"

Каждое летнее воскресенье в полдень на ратушной площади взрослые и дети Хамельна, одетые в старинные костюмы, в бесплатном представлении покажут вам, как это было. Не огорчайтесь, если приедете в Хамельн в другое время. Несколько раз в день на башне ратуши раскрываются металлические окошки и движущиеся фигурки под звук колоколов рассказывают об этих сказочных событиях. http://www.hameln.de/tourismus/ratt.../rf_flspiel.htm
Подробнее в комментах.

В далёком каменном веке поселились на склонах холмов, спускавшихся к Везеру, первые люди. Река - кормилица, защитница и удобный водный путь, была тому причиной. Века проносились над этой местностью, сменяя друг друга. И вот уже саксы, продвигаясь всё глубже на север, заселяют эти места, сливаясь с местными племенами.
Где-то в далёких годах затерялась дата основания саксонского села Хамала (или Хамалон). И упоминается оно в летописи 851 года лишь потому, что рядом с ним закладывается небольшой бенедиктинский монастырь. Рядом с ним возникают поселения ремесленников и купцов, а также приплывших сюда по Везеру торговых людей - фризов. И все эти поселения также называются Хамала.
Неизвестно, да и не имеет в общем-то значения кому, аббатству Фульда или же могущественным в этих краях графам фон Эверштайн, пришла в XI веке в голову мысль обнести посёлки общим оборонительным валом, превратив их в город.
Сначала насыпали вал. Там, откуда брали землю для вала, образовался ров. Затем окружили новый город частоколом могучих, заострённых кверху столбов. Скоро средневековый город превратился в крепость. За всю свою многовековую историю не была она взята врагом, ни разу не оказала сопротивления, ни разу не побывала в осаде. Мудрые "отцы города" предпочитали сдавать крепость на выгодных условиях, предварительно договорившись с врагом.
Так произошло, например, во время 30-летней войны, когда ворота крепости были открыты войскам католиков. Советники ратуши приняли это решение, согласившись с бургомистром Тобиасом фон Демпером, который спросил у них: "Что делать собачонке между медведем и львом?" Закончилась же славная история крепости в 1808 г., когда она была снесена по приказу Наполеона. И было это очень своевременно, ибо городу давно уже стало тесно в крепостных стенах. Однако до этого момента ещё должны были пройти долгие семь веков, ведь история о том, как Хамельн становился городом, только началась. Крепостные стены возведены, и вот появились две первые крепостные башни. А там уж, гляди, впервые в летописях XI века, упоминают город, называя его, правда," Кверенхамельн", т. е. в переводе - мельничный Хамельн, или же Хамельн мельниц. Ибо "кверне" - это мельница, приводившаяся в движение лошадьми или вручную. Таких мельниц было в Хамельне множество, так как много зерновых выращивалось на полях, окружавших город.
Так жил молодой город: рос внутри крепостных стен, хорошел и строился вопреки пожарам и эпидемиям. И, в общем-то, ничем особенным он не отличался от городов-соседей. Пока не случилась в его крепостных стенах история, сделавшая город известным и, можно сказать, определившая его судьбу, т.е. легенда о крысолове.
Хамельн XVI века.
Первой ласточкой новой эпохи, возвестившей начало перемен, стало введение Реформации. С 851 г., с момента основания здесь монастыря, влияли духовные отцы на жизнь горожан. Монастырь, правда, просуществовал недолго и был преобразован в штифт сообщество духовных лиц, соблюдавших монашеские обеты, но имевших право жить вне стен монастыря и иметь частную собственность. Всё свидетельствует о серьёзных противоречиях между горожанами и штифтом, стремлении первых - отвоевать свои права, вторых - не отдавать!
Именно это подтверждает запись в церковной хронике, сделанная летописцем фон Польдер "Бюргеры - неблагодарные гости, пытающиеся отпихнуть от стола хозяина, пригласившего их к обеду."
Веками живёт город рядом с духовенством, внимательно присматривается к их жизни и - всё замечает! Как богатеют и оставляют своим родным большие наследства духовные отцы; как пируют по 3-4 дня, приглашая гостей, в том числе замужних женщин и девиц; как связанные обетом безбрачия, обзаводятся любовницами и детьми...
И вот уже доносятся из домов уважаемых горожан лютеранские песнопения на родном языке. Приходит второй день Троицы 1538 г., и в церкви святого Бонифация во время католической мессы группа прихожан запевает лютеранский гимн.
Неслыханное святотатство! Примчавшийся герцогский наместник бьёт бунтарей по губам, те вцепляются ему в волосы... Но на этом "кровавая страница" Реформации и закончилась. В 1540 г. город тихо стал лютеранским.
Эпоха Ренессанса пришла в Хамельн, уверенно заявив о себе новыми архитектурными формами, созданием нового архитектурного стиля. Стиля, вобравшего в себя лучшее из нидерландского зодчества, но выросшего на традициях местных народных умельцев-строителей, отдавшего должное северо-немецкой строгости и южно-немецкой любви к богатству и разнообразию архитектурных украшений.
Несколько причин вызвали его к жизни. Небывалое благосостояние бюргеров города. Засуха, свирепствовавшая несколько лет в Европе, пощадила хамельнские поля, зерно продавалось тогда по невиданно высоким ценам, и бюргеры пожелали жить в домах, построенных не хуже, чем у дворян.
И ещё одна причина, без которой, возможно, везерский Ренессанс не состоялся бы. Недалеко от Хамельна добывался особо прочный камень-песчаник. Доставляемый по Везеру, попадал он не только в Хамельн. Обрабатываемый хамельскими камнетёсами, уже готовый к сгроительтву, часто с высеченными орнаментами и узорами, доставлялся он дальше по Везеру в Бремен. А оттуда - в другие страны. Поэтому и назывался он "бременским камнем". Многие знаменитые здания и дворцы построены из этого камня.
Однако - назад, в Хамельн XVI века, на улицы, застроенные фахверковыми домами, которые во внутренней планировке ничем не отличаются от крестьянских. Большие ворота открываются в просторное помещение - "ди-ле", где для всего достаточно места. Стойла для крупного скота, птица, кошки, собаки мирно соседствовали с мастерскими и кухней. Здесь же спят, едят и работают все члены семьи.
В 1568 г. богатый образованный (учился в Виттенбергском университете!) хамельнский патриций Иоганн Ри-ке решает перестроить свой дом и приглашает мастера Горда Тенниса. Так появляется в Хамельне первый дом в стиле везерского Ренессанса. Он уже имеет те архитектурные особенности и украшения, которые, развиваясь и совершенствуясь, становятся приметами стиля:
- "утлюхт" - наблюдательный пункт. Это эркер, в миниатюре повторяющий фасад, часто вбирающий в себя всё богатство украшений и архитектурных деталей;
- подчёркивание горизонталей: широкий закруглённый наверху портал, неоднократно повторяющиеся горизонтальные карнизы фасада;
- строенные и сдвоенные узкие окна, разделённые колоннами, украшенными богатой резьбой;
- это - геометрические узоры и сложные орнаменты - искусная работа резчиков по камню - обрамляющие порталы и украшающие фасады домов...
- это, наконец, удивительный, многоступенчатый, украшенный каменными узорчатыми завитками, шарами и обелисками, завершающий фасад дома гибель.
Отличаясь друг от друга, дополняя друг друга, создают эти дома удивительньй колорит города.
Дома, как и люди, имеют свои судьбы. А дома Хамельна - и свои имена. Дом Демптера. Построен младшим из двух сыновей голландского купца, обосновавшегося в Хильдесхайме - Тобиасом фон Демптером, семь раз бывшим бургомистром Хамельна, проведшим город через ужасы 30-летней войны. Дом Гримзеля. Здесь произошла удивительная история с девушкой-служанкой, снискавшей расположение гномов. В ме Ляйста - уже в 19 веке - жила удивительная пара: брат сестра Валлбаумы, прозванныеs горожанами Адамом и Евой. Были они местными чудаками, особенно Адольф долговязый, старомодно одевающийся. Его часто обижали юные граждане города.
Да, удивительные истории происходили в Хамельне, когда он и городом-то ещё не был, и продолжали происходить и множиться вместе с его ростом.
Был построен в 1602-1603 годах для члена муниципалитета Германа Арендса. Большой зал, как и богато наряженный фасад намеренно указывают на устремленную репрезентацию. Весь фронт дома покрыт множеством маленьких декоративных элементов позднего стиля везерского Ренессанса Свое название дом получил благодаря надписи о исходе детей из города.
Был построен в 1556-1558 годах для члена муниципалитета Фридриха Попендика. Дом с решетчатыми конструкциями и с богатыми украшениями на краю крыши его лицевой стороны был раньше четырехэтажный. В остальном, фасад сохранился в своей первоначальной форме. Резная работа на скошенных консолях, так называемых выступах, составляют основу украшения здания( Бог-отец, Христос, Апостол, Давид, Симеон, Каин и Авель и античные планеты-божества).
Дом был построен в 1585-1589 году для торговца Герда Ляйста Над чердаком дома находится своеобразный зубчатый завиток. Широкий, двухэтажный крытый балкончик соединяется карнизом с остальным фасадом. В нише слухового окна стоит под нависшей раковиной выразительная фигура Лукреции.
С 1610 по 1617 годы городская администрация возвела для горожан этот грандиозный дом для торжественных мероприятий Стиль ренессанса можно узнать по мощной цельности, высокому с улиткообразными украшениями фронтону на торце дома и трем представительным постройкам поперек конька крыши расположенным на южной стороне свеса.
Под роскошными фронтонами домов с поперечными конструкциями находились входные ворота к винному погребку, городским весам и аптеке. Здесь работал изобретатель морфия Фридрих-Вильгельм Зертюрнер. В западной, передней угловой комнате второго этажа Тилли держал зимой 1630/31 гг со своими офицерами знаменательный совет, на котором было решено брать штурмом крепость города Магдебурга.
Дом был построен в 1607-1608 гг для бургомистра города Тобиаса фон Девентера (или Демптера). Два этажа построены из тесаного камня, вперемежку с гладкими полосами. Над вогнутой аркой расположены два герба. Третий этаж и фронтон указывают богатую резьбу фахверка. Элегантный балкончик с его необычайным венчиком усиливает живую картину фасада из песчаника.
Kupferschmiedestrasse. Дом с нетипичной проход-Дом с нетипичной проходной передней (входные ворота и задний выход расположены диагонально) был построен в 1560 году. Долгое время дом использовался как пивоварня Здание оживляется благодаря красочности и богатому применению типичных мотивов Ренессанса.
Am Markt. Восьмисотлетний дом богослужения был почти полностью разрушен в 1945 году во время артиллерийского обстрела. Между 1957 и 1959 гг проходило его восстановление Достопримечательностью здесь является мозаичное стекло с мотивом Крысолова на южной стороне церкви
An der alten Weserbrucke. Самая старинная сохранившаяся строительная часть - это склеп романского стиля, построенный приблизительно в 1120 году После многих перестроек, предпринятых во второй половине 13-го столетия, возникло постепенно здание церкви с неодинаково широкими сводами, которое мы видим сегодня.
А это город в 1622 году
Хамельнский Крысолов является известнейшим из немецких сказочных образов во всём мире. Легенда переведена почти на 30 языков и включена в школную программу во многих странах мира. Её точное объяснение до сих пор ещё неизвестно. По наибольшей вероятности, действие происходило в восточных регионах (Силезия, Моравия, Померания, Пруссия). В то время граждане Хамельна вербовались дворянами для заселения в эти области. Чаще всего в этой связи упоминается имя графа фон Шаумбурга, который переселился в землю Олмютц (сегодня Чехия). В основе лежит утверждение, что жителей одного города тогда часто называли "Детьми города". Связь с "Крысоловым" могла возникнуть из-за повторявшихся в те времена нашествий крыс, которых уничтожали крысоловы, но конечно же реальными для того времени методами, а не как в легенде. Оба события могли срастись в легенду и так передаваться из поколения в поколение.
материал позаимствован с http://www.countries.ru/index.cgi?pid=250