Тевтонский орден («тевтонский» происходит от лат. teutonicus, что значит «немецкий») — религиозный орден основанный в конце XII века.
Девиз Тевтонского Ордена:
«Helfen — Wehren — Heilen» (Помогать-Защищать-Лечить)
Основание ордена
Первая версия:
Новое учреждение со статусом духовного ордена было утверждено одним из немецких рыцарских руководителей князем Фридрихом из Швабии (Fuerst Friedrich von Schwaben) 19 ноября 1190 года, и после взятия крепости Акра основатели больницы нашли ей постоянное место в городе.
читать дальше
Вторая версия:
Во время 3-го крестового похода, когда рыцарями осаждалась Акра, купцы из Любека и Бремена основали полевой госпиталь. Герцог Фридрих Швабский преобразовал госпиталь в духовный Орден, во главе которого встал капеллан Конрад. Орден подчинялся местному епископу и был отделением ордена Иоаннитов.
Римский папа Клемент III утвердил Орден как «fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae» своей папской буллой от 6 февраля 1191 года.
5 марта 1196 в храме Акры состоялась церемония реорганизации Ордена в духовно-рыцарский Орден.
На церемонии присутствовали магистры госпитальеров и тамплиеров, а также светские и духовные лица Иерусалима. Папа Римский Иннокентий III подтвердил это событие буллой, датированной 19 февраля 1199, и определил задачи Ордена: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи.
Структура ордена
Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae Официальное название на латинском языке (т. к. эта организация была создана как католическая религиозная, а латинский является официальным языком католической церкви).
Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem Второе официальное название на латинском языке
- На русском — Тевтонский Орден
- На немецком полное название — Brueder und Schwestern vom Deutschen Haus Sankt Mariens in Jerusalem
- первый вариант сокращенного названия на немецком — Der Teutschen Orden
- распространенный в немецком вариант — Der Deutsche Orden.
Высшие руководители в Ордене в различных обстоятельствах и в различные времена носили следующие наименования (титулы):
1)Meister- На русский язык переводится как «мастер», «руководитель», «глава». В русской исторической литературе обычно употребляется термин «магистр».
2)Grossmeister- На русский язык переводится как «великий мастер», «большой мастер», «высший руководитель», «верховный вождь». В русской исторической литературе обычно употребляется само немецкое слово в русской транскрипции «Гроссмейстер» или же «Великий магистр».
3)Administratoren des Hochmeisteramptes in Preussen, Meister teutschen Ordens in teutschen und walschen Landen- Этот длинный титул можно перевести как «Администратор Главномагистрата в Пруссии, магистр тевтонского Ордена в тевтонских и подконтрольных Землях (Областях)».
4)Hoch- und Deutschmeister- Можно перевести как «Верховный магистр и магистр Германии»
5)Hochmeister Можно перевести на русский как «Великий магистр», но чаще употребляется в транскрипции как «Хохмейстер»
Другие старшие руководители в Ордене:
1)Kommandeur- В русском языке используется термин «командор», хотя суть этого слова значит «командующий», «командир».
2)Capitularies- На русский язык не переводится, транскрипируется как «капитульер». Суть титула — руководитель капитула (собрания, совещания, комиссии).
3)Rathsgebietiger- Можно перевести как «член Совета».
4)Deutschherrenmeister- На русский не переводится. Означает примерно «Главный магистр Германии».
5)Balleimeister На русский можно перевести как «магистр имения (владения)».
Титулы на немецком языке:
1)Fuerst- Переводится на русский как «князь», но для обозначения иностранных титулов подобного ранга часто используется слово «герцог».
2)Kurfuerst- Переводится на русский язык как «великий князь», но также в русской исторической литературе используются слова «эрцгерцог», «курфюрст».
3)Koenig- Король.
4)Herzog- Герцог
5)Erzherzog- Эрцгерцог
История ордена
Начало утверждения в Восточной Европе
К тому времени влияние и богатство Тевтонского ордена была замечено многими державами, желающими под знаменем «борьбы с язычниками» расправиться с противоборствующими группами. Большое влияние имел тогдашний глава тевтонов — Герман фон Зальца (Herman von Salza, 1209—1239), обладавший значительными владениями и ставший заметным посредником Римского Папы. В 1211 году король Венгрии Андрей II (Andras) пригласил рыцарей для помощи в борьбе с воинствующими гуннами (печенегами). Тевтонцы разместились на границе Трансильвании, получив при этом значительную автономию. Однако чрезмерные запросы на большую независимость привели к тому, что король в 1225 году потребовал от рыцарей покинуть его земли.
Борьба против прусских язычников
Тем временем (1217 год) Римским Папой Гонорием III был объявлен поход против прусских язычников, захвативших земли польского князя Конрада из Мазовии. В 1225 году князь попросил помощи у Тевтонских рыцарей, обещав им владение городами Кульм и Добрин, а также сохранение за ними захваченных территорий. Тевтонские рыцари прибыли в Польшу в 1232 году, основавшись на правом берегу реки Вислы. Здесь был построен первый форт, давший рождение городу Торунь. При продвижении на север были основаны города Хелмно и Квидзин. Тактика рыцарей была одинакова: после подавления местного языческого главы население насильно обращалось в христианство. На этом месте строился замок, вокруг которого прибывшими немцами начиналось активное использование земель.
Расширение влияния
Замок в Мальборк. Столицей Тевтонских рыцарей стал город Мариенбург (нем. «Замок Марии»; польское название — Мальборк). Постепенно под власть Тевтонского ордена попала вся Пруссия. В 1237 году Тевтонский орден слился с остатками военного братства рыцарей Меча (рыцари Христа), тем самым получив власть в Ливонии. При захватническом походе на Гданьск (1308) под лозунгом «Jesu Christo Salvator Mundi» (Иисус Христос Спаситель Мира) было уничтожено почти всё польское население (около 10000 местных жителей), на захваченные земли прибывали немецкие переселенцы. К тому же времени относится приобретение Померании, что имело большое значение: захват уже не преследовал религиозных целей. Таким образом, к концу XIII века орден фактически становится государством.
Отношения с русскими княжествами и Великим княжеством Литовским
Покорение эстов привело к столкновению ордена с Новгородом. Первый конфликт произошёл в 1210, а в 1224 тевтонцами был захвачен стратегически важный пункт новгородцев — город Тарту (Юрьев, Дерпт). Противоборство шло за сферы влияния, однако к 1240-м гг. возникла реальная угроза скоординированной атаки всех западных сил против собственно русских земель, ослабленных монгольским нашествием. В конце августа 1240 орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики, датских рыцарей из Ревеля и заручившись поддержкой папской курии, вторгся в псковские земли и захватил Изборск. Попытка псковского ополчения отбить крепость, окончилась провалом. Рыцари осадили сам Псков и вскоре взяли его, воспользовавшись предательством среди осаждённых. В город были посажены два немецких фогта. Далее рыцари вторглись в пределы Новгородского княжества и построили крепость в Копорье. В Новгород прибыл Александр Невский, и в 1241 он стремительным рейдом освободил Копорье. После этого вернулся в Новгород, где провёл зиму, дожидаясь прибытия подкрепления из Владимира. В марте объединённое войско освободило Псков. Решающее сражение состоялось 5 апреля 1242 на Чудском озере. Оно закончилось сокрушительным поражением рыцарей. Орден вынужден был заключить мир, по которому крестоносцы отказались от притязания на русские земли.
Впрочем, все больше современных исследователей склоняются к мысли, что сведения о войне Александра Невского с орденом и о битве на Чудском озере недостоверны, и были, скорее всего, добавлены в летопись по приказу св. Алексия (1293—1378, митрополит с 1353), воспитателя князя Дмитрия Донского, в пропагандистских целях. Это подтверждается как отсутствием упоминаний о войне в хорошо сохранившихся документах самого ордена, так и археологическими данными (никаких следов битвы, несмотря на точное указание ее места и многочисленные попытки, найти так и не удалось).
Другим русским княжеством, столкнувшимся с орденом, стало Галицко-Волынское. В 1236 князь Даниил Романович в битве под Дрогочином остановил экспансию рыцарей на Юго-Восточную Русь. Объектом спора в этом регионе были ятвяжские земли. В 1254 вице-магистр Тевтонского Ордена в Пруссии Бурхард фон Хорнхаузен, Даниил и мазовецкий князь Земовит заключили в Рачёнже трёхсторонний союз для покорения ятвягов.
Самому массированному натиску ордена подверглась Великое княжество Литовское и русские земли (главным образом белорусские княжества), вошедшие в её состав. Борьбу с орденом начал современник Александра Невского литовский князь Миндовг. Он нанёс рыцарям два сокрушительных поражения в битве при Шауляе (1237) и в битве при озере Дурбе (1260). При преемниках Миндовга князьях Гедемине и Ольгерде Великое княжество Литовское и Русское стало крупнейшим государством Европы, но продолжало подвергаться ожесточённым атакам. В XIV веке Орден совершил свыше сотни походов в пределы Литвы. Ситуация стала улучшаться лишь с 1386 года, когда литовский князь Ягайло принял католичество и обручился с наследницей польского трона. Это положило начало сближению Литвы и Польши (т.н. «личная уния» — оба государства имели одного правителя).
Закат ордена
Трудности орден стал испытывать с 1410 года, когда объединённые польско-литовские войска (с участием русских полков княжества) нанесли сокрушительное поражение армии Ордена в битве при Грюнвальде. Погибло более двухсот рыцарей и их глава. Тевтонский орден потерял репутацию непобедимого войска. В 1411 году был подписан мирный договор, однако мелкие стычки время от времени случались. В целях реформы правителем Фредериком III была организована Лига Прусских государств. Это спровоцировало в дальнейшем тринадцатилетнюю войну, из которой Польша вышла победительницей. Орден вынужден был признать себя вассалом польского короля. Окончательная потеря могущества произошла, когда главой ордена была произведена секуляризация Пруссии (превращение в светское государство). Новое государство затем сыграло огромную роль в европейских отношениях, став ядром объединённой Германии.
Орден сегодня
Тевтонский религиозный орден (со статусом как при рождении ордена) существует и по сей день. Новое воскрешение ордена произошло в 1834 при содействии австрийского императора. В сегодняшней форме он насчитывает 87 собратьев, 294 сестры, 12 рыцарей. Резиденция Великого магистра находится в Вене. Там же находятся казначейство ордена и библиотека, хранящая исторические архивы, около 1000 старых печатей, другие документы. Филиалы имеются в Баварии, итальянской Тиролии.

Девиз Тевтонского Ордена:
«Helfen — Wehren — Heilen» (Помогать-Защищать-Лечить)
Основание ордена
Первая версия:
Новое учреждение со статусом духовного ордена было утверждено одним из немецких рыцарских руководителей князем Фридрихом из Швабии (Fuerst Friedrich von Schwaben) 19 ноября 1190 года, и после взятия крепости Акра основатели больницы нашли ей постоянное место в городе.
читать дальше
Вторая версия:
Во время 3-го крестового похода, когда рыцарями осаждалась Акра, купцы из Любека и Бремена основали полевой госпиталь. Герцог Фридрих Швабский преобразовал госпиталь в духовный Орден, во главе которого встал капеллан Конрад. Орден подчинялся местному епископу и был отделением ордена Иоаннитов.
Римский папа Клемент III утвердил Орден как «fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae» своей папской буллой от 6 февраля 1191 года.
5 марта 1196 в храме Акры состоялась церемония реорганизации Ордена в духовно-рыцарский Орден.
На церемонии присутствовали магистры госпитальеров и тамплиеров, а также светские и духовные лица Иерусалима. Папа Римский Иннокентий III подтвердил это событие буллой, датированной 19 февраля 1199, и определил задачи Ордена: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи.
Структура ордена
Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae Официальное название на латинском языке (т. к. эта организация была создана как католическая религиозная, а латинский является официальным языком католической церкви).
Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem Второе официальное название на латинском языке
- На русском — Тевтонский Орден
- На немецком полное название — Brueder und Schwestern vom Deutschen Haus Sankt Mariens in Jerusalem
- первый вариант сокращенного названия на немецком — Der Teutschen Orden
- распространенный в немецком вариант — Der Deutsche Orden.
Высшие руководители в Ордене в различных обстоятельствах и в различные времена носили следующие наименования (титулы):
1)Meister- На русский язык переводится как «мастер», «руководитель», «глава». В русской исторической литературе обычно употребляется термин «магистр».
2)Grossmeister- На русский язык переводится как «великий мастер», «большой мастер», «высший руководитель», «верховный вождь». В русской исторической литературе обычно употребляется само немецкое слово в русской транскрипции «Гроссмейстер» или же «Великий магистр».
3)Administratoren des Hochmeisteramptes in Preussen, Meister teutschen Ordens in teutschen und walschen Landen- Этот длинный титул можно перевести как «Администратор Главномагистрата в Пруссии, магистр тевтонского Ордена в тевтонских и подконтрольных Землях (Областях)».
4)Hoch- und Deutschmeister- Можно перевести как «Верховный магистр и магистр Германии»
5)Hochmeister Можно перевести на русский как «Великий магистр», но чаще употребляется в транскрипции как «Хохмейстер»
Другие старшие руководители в Ордене:
1)Kommandeur- В русском языке используется термин «командор», хотя суть этого слова значит «командующий», «командир».
2)Capitularies- На русский язык не переводится, транскрипируется как «капитульер». Суть титула — руководитель капитула (собрания, совещания, комиссии).
3)Rathsgebietiger- Можно перевести как «член Совета».
4)Deutschherrenmeister- На русский не переводится. Означает примерно «Главный магистр Германии».
5)Balleimeister На русский можно перевести как «магистр имения (владения)».
Титулы на немецком языке:
1)Fuerst- Переводится на русский как «князь», но для обозначения иностранных титулов подобного ранга часто используется слово «герцог».
2)Kurfuerst- Переводится на русский язык как «великий князь», но также в русской исторической литературе используются слова «эрцгерцог», «курфюрст».
3)Koenig- Король.
4)Herzog- Герцог
5)Erzherzog- Эрцгерцог
История ордена
Начало утверждения в Восточной Европе
К тому времени влияние и богатство Тевтонского ордена была замечено многими державами, желающими под знаменем «борьбы с язычниками» расправиться с противоборствующими группами. Большое влияние имел тогдашний глава тевтонов — Герман фон Зальца (Herman von Salza, 1209—1239), обладавший значительными владениями и ставший заметным посредником Римского Папы. В 1211 году король Венгрии Андрей II (Andras) пригласил рыцарей для помощи в борьбе с воинствующими гуннами (печенегами). Тевтонцы разместились на границе Трансильвании, получив при этом значительную автономию. Однако чрезмерные запросы на большую независимость привели к тому, что король в 1225 году потребовал от рыцарей покинуть его земли.
Борьба против прусских язычников
Тем временем (1217 год) Римским Папой Гонорием III был объявлен поход против прусских язычников, захвативших земли польского князя Конрада из Мазовии. В 1225 году князь попросил помощи у Тевтонских рыцарей, обещав им владение городами Кульм и Добрин, а также сохранение за ними захваченных территорий. Тевтонские рыцари прибыли в Польшу в 1232 году, основавшись на правом берегу реки Вислы. Здесь был построен первый форт, давший рождение городу Торунь. При продвижении на север были основаны города Хелмно и Квидзин. Тактика рыцарей была одинакова: после подавления местного языческого главы население насильно обращалось в христианство. На этом месте строился замок, вокруг которого прибывшими немцами начиналось активное использование земель.
Расширение влияния
Замок в Мальборк. Столицей Тевтонских рыцарей стал город Мариенбург (нем. «Замок Марии»; польское название — Мальборк). Постепенно под власть Тевтонского ордена попала вся Пруссия. В 1237 году Тевтонский орден слился с остатками военного братства рыцарей Меча (рыцари Христа), тем самым получив власть в Ливонии. При захватническом походе на Гданьск (1308) под лозунгом «Jesu Christo Salvator Mundi» (Иисус Христос Спаситель Мира) было уничтожено почти всё польское население (около 10000 местных жителей), на захваченные земли прибывали немецкие переселенцы. К тому же времени относится приобретение Померании, что имело большое значение: захват уже не преследовал религиозных целей. Таким образом, к концу XIII века орден фактически становится государством.
Отношения с русскими княжествами и Великим княжеством Литовским
Покорение эстов привело к столкновению ордена с Новгородом. Первый конфликт произошёл в 1210, а в 1224 тевтонцами был захвачен стратегически важный пункт новгородцев — город Тарту (Юрьев, Дерпт). Противоборство шло за сферы влияния, однако к 1240-м гг. возникла реальная угроза скоординированной атаки всех западных сил против собственно русских земель, ослабленных монгольским нашествием. В конце августа 1240 орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики, датских рыцарей из Ревеля и заручившись поддержкой папской курии, вторгся в псковские земли и захватил Изборск. Попытка псковского ополчения отбить крепость, окончилась провалом. Рыцари осадили сам Псков и вскоре взяли его, воспользовавшись предательством среди осаждённых. В город были посажены два немецких фогта. Далее рыцари вторглись в пределы Новгородского княжества и построили крепость в Копорье. В Новгород прибыл Александр Невский, и в 1241 он стремительным рейдом освободил Копорье. После этого вернулся в Новгород, где провёл зиму, дожидаясь прибытия подкрепления из Владимира. В марте объединённое войско освободило Псков. Решающее сражение состоялось 5 апреля 1242 на Чудском озере. Оно закончилось сокрушительным поражением рыцарей. Орден вынужден был заключить мир, по которому крестоносцы отказались от притязания на русские земли.
Впрочем, все больше современных исследователей склоняются к мысли, что сведения о войне Александра Невского с орденом и о битве на Чудском озере недостоверны, и были, скорее всего, добавлены в летопись по приказу св. Алексия (1293—1378, митрополит с 1353), воспитателя князя Дмитрия Донского, в пропагандистских целях. Это подтверждается как отсутствием упоминаний о войне в хорошо сохранившихся документах самого ордена, так и археологическими данными (никаких следов битвы, несмотря на точное указание ее места и многочисленные попытки, найти так и не удалось).
Другим русским княжеством, столкнувшимся с орденом, стало Галицко-Волынское. В 1236 князь Даниил Романович в битве под Дрогочином остановил экспансию рыцарей на Юго-Восточную Русь. Объектом спора в этом регионе были ятвяжские земли. В 1254 вице-магистр Тевтонского Ордена в Пруссии Бурхард фон Хорнхаузен, Даниил и мазовецкий князь Земовит заключили в Рачёнже трёхсторонний союз для покорения ятвягов.
Самому массированному натиску ордена подверглась Великое княжество Литовское и русские земли (главным образом белорусские княжества), вошедшие в её состав. Борьбу с орденом начал современник Александра Невского литовский князь Миндовг. Он нанёс рыцарям два сокрушительных поражения в битве при Шауляе (1237) и в битве при озере Дурбе (1260). При преемниках Миндовга князьях Гедемине и Ольгерде Великое княжество Литовское и Русское стало крупнейшим государством Европы, но продолжало подвергаться ожесточённым атакам. В XIV веке Орден совершил свыше сотни походов в пределы Литвы. Ситуация стала улучшаться лишь с 1386 года, когда литовский князь Ягайло принял католичество и обручился с наследницей польского трона. Это положило начало сближению Литвы и Польши (т.н. «личная уния» — оба государства имели одного правителя).
Закат ордена
Трудности орден стал испытывать с 1410 года, когда объединённые польско-литовские войска (с участием русских полков княжества) нанесли сокрушительное поражение армии Ордена в битве при Грюнвальде. Погибло более двухсот рыцарей и их глава. Тевтонский орден потерял репутацию непобедимого войска. В 1411 году был подписан мирный договор, однако мелкие стычки время от времени случались. В целях реформы правителем Фредериком III была организована Лига Прусских государств. Это спровоцировало в дальнейшем тринадцатилетнюю войну, из которой Польша вышла победительницей. Орден вынужден был признать себя вассалом польского короля. Окончательная потеря могущества произошла, когда главой ордена была произведена секуляризация Пруссии (превращение в светское государство). Новое государство затем сыграло огромную роль в европейских отношениях, став ядром объединённой Германии.
Орден сегодня
Тевтонский религиозный орден (со статусом как при рождении ордена) существует и по сей день. Новое воскрешение ордена произошло в 1834 при содействии австрийского императора. В сегодняшней форме он насчитывает 87 собратьев, 294 сестры, 12 рыцарей. Резиденция Великого магистра находится в Вене. Там же находятся казначейство ордена и библиотека, хранящая исторические архивы, около 1000 старых печатей, другие документы. Филиалы имеются в Баварии, итальянской Тиролии.

1) официальный сайт http://www.deutscher-orden.at/
2) Подробный рассказ об ордене (англ.) http://www.chivalricorders.org/vatican/teutonic.htm)
3) история ордена на русском http://armor.kiev.ua/army/hist/orden-tewton.shtml
рада, что понравилось :-)